Сглаз? Порча? Трансгенерационная травма!
Признаки трансгенерационной травмы
Иногда в жизни человека наступает полоса неудач и неприятностей. Происходят внезапные проблемы с имуществом, бизнесом, отношениями. Летит здоровье, а врачи ничего не находят или, наоборот, ставят серьезный диагноз, а лечение проходит с осложнениями. Налаженная жизнь буквально разваливается на глазах во всех сферах.
Обычно в народе говорят «сглазили», «порчу навели». Давайте разберем, что же может происходить на самом деле?
Есть вероятность, что человек столкнулся с травмой поколений или трансгенерационной травмой.
Это травма, передаваемая между поколениями. Она определяется как травма, которая передается от тех, кто непосредственно пережил травматический инцидент, последующим поколениям. Думаете, это бред? Дочитайте до конца.
Многие авторы сходятся в понимании того, что в результате трансгенерационной передачи один человек носит в себе элементы бессознательного другого человека. Любой опыт, который не может быть психологически «переварен», то есть узнан, вербализован и трансформирован в элемент собственной психической жизни, травматичен по своей сути.
Таким образом, можно говорить о существовании воспоминаний без опыта проживания. Это когда потомки оказываются втянуты в непрожитую жизнь предков, которые в свое время не смоги справиться со своими травмами и страданиями.
Отсюда появилось такое понятие - трансгенерационная травма или травма поколений.
Ученые нашли ответ. Многочисленные исследования показали и подтвердили глубокую связь и влияние поколений одного рода друг на друга.
Коллективное бессознательное. Юнг.
К.Г. Юнг был первым, кто начал говорить про коллективное бессознательное. Если кратко, то согласно его концепции, человек одновременно и индивидуален, и является частью коллективного бессознательного. Бессознательное состоит из нескольких слоев. Под личным бессознательным расположены групповое, семейное и общечеловеческое. Следовательно, к коллективному бессознательному относится и психическая память рода, и человечества, и всего живого.
«Когда человек умирает, чувства и эмоции, связывающие его с родственниками, утрачивают привязку к реальности и уходят в бессознательное, где они приводят в действие коллективное содержание, которое затем пагубно влияет на сознание».
Память рода и яйцеклетка
Технический прогресс позволил фиксировать развитие эмбрионов на ранних стадиях.
Ученые выяснили, что в тот момент, когда плод женского пола находится в утробе своей матери, в яичниках плода уже формируются яйцеклетки, из которых в будущем появятся дети у зрелой женщины. Таким образом, когда мама была эмбрионом, в ней уже была яйцеклетка, из которой вы позже появились на свет.
Три поколения: бабушка, мама, девочка - находились в одном и том же пространстве и получали от него одинаковое воздействие.
Яйцеклетка ребенка «помнит» опыт своей бабушки, а мама ребенка помнит опыт прабабушки ребенка, а бабушка ребенка помнит опыт прапрабабушки ребенка.
Новорожденный – не чистый лист. Еще до зачатия он хранит информационную и эмоциональную историю рода: что было и как с этим обошлись.
Что такое травма
В течение жизни каждый человек сталкивается как с положительным, так и отрицательным опытом. Когда происходят внезапные угрозы жизни и здоровью самого человека или его близких, потери близких, имущества, статуса, благополучия, физических возможностей, человек может получить шоковую травму.
Травма – это массивное событие, которое всегда превосходит способность человека переработать раздражитель и справиться с непомерным уровнем стресса здесь и сейчас. Таким образом, один и тот же опыт может быть разрушительным и травмирующим для одного человека и слабо повлиять на другого.
Если в дальнейшем человек будет способен переработать тяжелый жизненный опыт (оплакать, отгоревать, отпустить), травма переработается. Постепенно человек снова научится жить уже в новой реальности.
Непрожитый травмированный опыт никуда не исчезает.
Ф. Руперт так описывал последствия травмы: «Во всём теле или в отдельных членах остаётся след воспоминаний о травме. Травматичный опыт с его кошмарными образами и чувством ужаса сродни бомбе замедленного действия, которая в любую минуту может взорваться».
Так как человек находится в родовой системе, непрожитые эмоции передаются дальше потомкам.
Ф. Дольто говорила: "Все, что замалчивается в первом поколении, второе носит в своем теле».
Поэтому так часто при работе с психосоматическими симптомами, генетическими заболеваниями, мы выходим на межпоколенческие травмы.
Коллективная травма
Если отмотать всего лишь на сто лет назад, мы столкнемся с огромным количеством коллективных тяжелых событий: войны, блокады, голодомор, репрессии, раскулачивание и насильственное переселение, геноцид, пытки и насилие, создание невыносимых условий жизни.
Травмы, с которыми сталкивается не только один человек или семья, а целые группы, сообщества, народы называются коллективными травмами. Они наиболее вредоносны, так как затрагивают целые поколения и передаются в таком же большом объеме как коллективное наследие.
Как видите, буквально каждая семья прошла через драматические события, обусловленные неблагоприятными внешними факторами. Помимо всего прочего, практически в каждой семье есть скелет в шкафу. То, о чем не говорят, но то, что незримо влияет на нашу жизнь и судьбу.
Дальше разберем, как выглядит травма поколений, и как именно она проявляется в жизни людей, которые ее унаследовали.
Травма поколений. У меня есть?
Если вы хоть раз пробовали составлять генеалогическое древо и исследовали биографии предков, вы наверняка заметили некоторые повторяющиеся в роду закономерности, как положительные, так и отрицательные.
Например, видно, что все женщины в роду рано выходят замуж и легко рожают детей. В каждой семье их не менее 3-х, первый ребенок непременно мальчик, а второй девочка. Девочка потом всегда находит мужа-иностранца и уезжает жить в другую страну. А младший ребенок, наоборот, всегда остается при родителях. В роду много людей на руководящих должностях. У всех к 40 годам появляется дом.
Или наоборот, младший ребенок во всех поколениях непременно имеет хроническое заболевание, женщины рано вдовеют, мужчины страдают алкоголизмом, семья каждые пять лет переезжает и никак не может найти свое место и т.п.
Такие закономерности подтверждают связь поколений и влияние предыдущих поколений на будущие. В наследство нам достаются как сильные родовые черты и наработанный опыт, так и трансгенерационные травмы или травмы поколений.
Признаки травмы поколений
Признаков трансгенерационной травмы существует много. На мой взгляд, их объединяет один общий момент. Человек внезапно ловит себя на странной реакции, мысли, или видит картинку не из своей жизни, совершает странный и нелогичный поступок. Сталкивается с опытом, который не может маркировать как свой.
Например, одна из моих клиенток после ковида на некоторое время перестала есть мясо: «Оно воняет человечиной». И, конечно, сразу встал вопрос, откуда человек, выросший в благополучных условиях, знает про запах человеческого мяса?
Очевидно, что она несет в себе знание кого-то из предков, кто сталкивался с этой темой. Ковид поднял тему «я могу умереть», которая внезапно стриггерила травму поколений.
Эмоционально-образная терапия (ЭОТ) позволяет быстро увидеть трансгенерационнную травму и проработать ее буквально за один сеанс.
В данном случае на консультации через работу с образом мы тут же вышли на скрытую семейную историю про прабабушку. Она пережила блокаду Ленинграда. Знала, что соседка варит человечину, но пожалела ее детей и не сдала ее властям. Так и несла эту тайну всю жизнь, мучалась, но никому ничего не сказала.
Развернулась целая история взаимоотношений прабабушки и соседки, которая, конечно же, имела отношение к жизни клиентки. Эта клиентка тоже все время попадала в ситуации, когда случайно узнавала чужие тайны женщин. И ей все время приходилось выбирать: быть палачом или сообщником. При этом ни то, ни другое не приносило морального облегчения. И только после того, как мы проработали историю прабабушки, эта тема ушла и из жизни клиентки.
Потомки палачей несут в себе хроническое чувство вины нераскаявшихся дедов и прадедов.
И таких проявлений масса!
Кто-то не может сделать карьеру, потому что для этого нужно стать видимым, а это может быть опасно: деда-начальника расстреляли, бабушку сослали.
Кто-то не может обзавестись своим домом – все равно отберут и в Сибирь ехать.
Кто-то сушит сухарики или жутко нервничает, если холодильник полупустой и нет запаса круп.
Кто-то никогда не будет зарабатывать, потому что деньги – это смерть.
Кто-то все время выживает и никогда не живет легко и радостно.
Кто-то не доверяет никому, никогда не просит помощи или чувствует недоверие к определенной категории людей.
Кто-то занимается экстремальными видами спорта или ищет на свою голову опасных приключений.
Кто-то избегает определенных ситуаций без внятной логической причины.
Кто-то снит странные повторяющиеся сны с определенными героями.
Кто-то ежегодно впадает в депрессию весной.
Кто-то страдает от хронических наследственных заболеваний или имеет букет психосоматики, а врачи разводят руками и диагноз поставить не могут.
Алкоголь, наркотики и любое девиантное поведение тоже могут быть признаками трансгенерационной травмы.
Как видите, травма поколений может очень сильно влиять на нашу судьбу и ухудшать качество жизни. Выбираем не мы, выбирают за нас. Вынуждаю снова и снова сталкиваться с историями прошлого.
Какие истории мы в себе несем? Почему соглашаемся их принимать и можно ли иначе? Разбираемся дальше.
Когда речь идет о патологических проявлениях трансгенерационной передачи, то на поверхности мы можем иметь дело с чем-то иррациональным, грубо вплетенным в ткань психологического опыта клиента.
Индивидуальная психика может быть «населена» осколками драм и травм, имевших место быть в предыдущих поколениях. Эти осколки оказывают влияние на психическое здоровье, усиливают тревогу и осложняют жизнь в целом.
В случае трансгенерационной передачи часто можно услышать об ощущении удушения, о застревании между миром мертвых и миром живых. Такие клиенты часто говорят о том, что они запутались, что они чувствуют себя пустыми, как марионетка, которую кто-то неизвестный приводит в движение, дергая за невидимые, но всегда натянутые нити.
Из истории изучения трансгенерационной травмы
Итак, еще в утробе матери ребенок имеет доступ к бессознательному своего рода, считывает и принимает информацию, которая там есть.
Ребенок получает разные послания, ожидания, сценарии как от членов рода, так и от самой родовой системы. В эмоционально-образной терапии через образы мы очень быстро эти послания видим и имеем возможность проработать их сразу же.
Как минимум, ребенку передают фамилию, имя, роль, которую он будет играть или, наоборот, избегать. На него будут спроецированы истории других членов рода «ах, он так похож на дедушку». Многие ожидания никогда не будут высказаны вслух, но будут подразумеваться по умолчанию и неосознанно влиять.
Действительно ли родовая система имеет настолько сильное влияние на человека? Ответы на эти вопросы в ХХ-м веке искали и нашли многие ученые.
Марианна Хирш – американская исследовательница, профессор Колумбийского университета. Долгое время изучала влияние Холокоста на потомков выживших. Ввела понятие «постпамять».
В своих работах высказывает предположение о том, что травматические события могут породить воспоминания у тех, кто не был прямым участником этих событий. Потомки могут остро переживать травматические последствия, несмотря на то, что сам травмирующий опыт имел место поколение назад. При этом доказано, что переживания не являются продуктом воображения и фантазий.
Николас Абрахам и Мария Тёрёк – французские психоаналитики. Ввели понятия «эффект призрака» или «памятная свеча».
Когда кого-то из предков постигла смерть, которую трудно принять, или в семье происходило нечто, что заставляло людей стыдиться, участники событий переставали разговаривать об этом событии. Они как будто стремились оградить своим молчанием себя и своих потомков от какой-то невидимой опасности. Но именно тогда они запирали призрак семейной тайны в склепе. А этот призрак время от времени выбирался оттуда и действовал через одно или два поколения.
Действует как раз эта невысказанность, обостренная молчанием и утаиванием. Непроговариваемость сама по себе уже является патогенной, так как поддерживает в ребенке различного рода неосведомленность. По сути у ребёнка создается пустота, которую он заполняет уже своими фантазиями, страхами и тревогами.
Однако, эта неосведомленность - пустяк по сравнению с той непреодолимой тревогой родителей о том, что они скрывают. Ребенок подсознательно все равно эту тревогу считывает постоянно. Она оказывает патологическое воздействие на формирование его личности.
В итоге травма, которая передается, намного сильнее той, которую получают.
Любой опыт, который не может быть психологически «переварен», передается следующим поколениям. Этот трансгенерационный опыт остается слепой зоной, которую человек может не осознавать, но субъективно ощущать как присутствие чего-то чужеродного. Он вызывает странные поступки, реакции, переживания, соматические симптомы.
Николас Абрахам описывал историю одного пациента, который совершенно ничего не знал о прошлом своего деда. Этот господин был геологом—любителем. Каждое воскресенье он отправлялся искать камни, собирал их, раскалывал. Кроме того, он охотился за бабочками, ловил их и умерщвлял в банке с цианидом.
Человек чувствовал себя очень некомфортно, но ничего с этим странным хобби поделать не мог. Лечился у нескольких врачей, в том числе у психоаналитика, но без особого успеха.
Тогда он обратился к Николя Абрахаму, которому пришло в голову провести исследование его семьи. Углубившись на несколько поколений, он узнает, что у пациента был дед (отец матери), о котором никто не рассказывал! Это было тайной.
Терапевт посоветовал клиенту навестить родню своего деда. Тот выяснил, что дед совершал тяжелые поступки: ограбил банк и, возможно, сделал еще что—то похуже. Его отправили в африканский батальон, в каменоломни, а затем казнили в газовой камере. И внук об этом ничего не знал.
А чем занимался в выходные дни наш пациент? Он как геолог—любитель отбивал камни и, охотясь на крупных бабочек, умерщвлял их в банке с цианидом. Символический круг замыкается. Через такое странное хобби он выражает тайну (принадлежавшую его матери), но неизвестную ему самому.
Д. Уорди в 2000 году в Англии провел исследование «Памятные свечи». Было выявлено, что некоторые дети и потомки тех, кто пережил войну или опыт концлагерей, потомки депортированных переживают в кошмарах ранее пережитое их предками. Причем этот след может храниться в памяти нескольких поколений.
Анн Анселин Шутценбергер – французский психолог, доктор психологических наук, профессор, основатель Международной ассоциации групповой психотерапии. Основатель психогенеалогического направления в психотерапии.
Внесла большой вклад в исследовании влияния родовых систем на человека.
В своих научных работах многократно подтвердила предположения о том, что травматические события прошлого, которые остались не обработанными в сознании, имеют тенденцию проявляться в настоящем.
Вот что она писала в своей знаменитой книге: «Синдром предков: трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы».
Есть два вида передачи:
- осознанная;
- неосознанная.
К осознанной (сознательной) межпоколенческой передаче относятся те ее виды, о которых думают и которые обсуждают бабушки и дедушки, родители и дети. Это семейные привычки, правила, стиль жизни, принятые в роду, верность семейным традициям, преемственность поколений.
О бессознательной межпоколенной передаче не говорят. Это тайна, непроговариваемое, умалчиваемое, скрываемое, иногда об этом запрещено даже думать.
Существует цепь передач невысказанного от одного поколения другому. Родители не говорят о том, что произошло, и для детей это становится тайной. Это страдание, которое можно представить, но нельзя выразить словами, так как у ребенка нет права об этом говорить. В третьем поколении тайное и невыраженное словами становится непомышляемым, то есть даже подумать об этом нельзя. Оно становится призраком, преследующим того, кто страдает от необъяснимых симптомов, указывающих на тайну, которую родственник спроецировал на него.
Все это входит в жизнь потомков, потому что об этом не думают, не "переваривают". И именно в этом случае у потомков появляются травмы, соматические или психосоматические заболевания.
Ф. Дольто говорила: "Все, что замалчивается в первом поколении, второе носит в своем теле».
Травматические события прошлого зачастую носят экстремальный, шоковый характер, связаны с жестокостью и насилием, поэтому травматическое содержание подвергается вытеснению, отрицанию, превращается в секрет (то, что необходимо прятать), может иметь характер инородного тела в психике.
Симптомы часто исчезают, когда о них размышляют, говорят, оплакивают - если над ними работают и "перерабатывают" их.
Механизмы передачи трансгенерационной травмы
Почему и для чего мы принимаем родовые послания? Ведь теоретически мы могли бы отказаться. При работе в эмоционально-образной терапии мы как раз и опираемся на принцип автономости каждого человека.
Да, мы приходим в конкретный род. Мы являемся чьей-то дочкой внучкой, правнучкой или сыном, внуком, правнуком, но при этом я – отдельный человек. Человек может безболезненно отделиться и быть самостоятельным только тогда, когда он вырос и может иметь независимость.
Ребенок не обладает ни такими характеристиками, ни такими возможностями, именно поэтому срабатывают механизмы, на которых он принимает трансгенерационную травму.
Вот некоторые механизмы передачи трансгенерационной травмы:
1. Лояльность семье
Лояльность – это верность, приверженность тем взглядам, традициям, стратегиям, которые существуют в семье. В основе всегда лежит страх потери.
В эмоционально-образной терапии мы быстро находим травмированного Внутреннего Ребенка, который остается верен семье до конца. Мотивы обычно такие:
- Если я не с ними, я один. А если я один, я умру.
- Если я не с ними, они меня не любят, я никому не нужен, а это невыносимо для меня.
Важно понимать, что при межпоколенческой передаче лояльность семье всегда скрытая, то есть не осознается.
Важно сделать ее видимой, осознать, что заставляет человека функционировать именно таким способом, что руководит им, и в случае необходимости поместить эту лояльность в новые рамки, чтобы человек смог обрести свободу жить своей жизнью.
Сюда же вписывается синдром годовщины.
2. Парентификация
Парентификация — это инверсия заслуг и долгов, их неверное понимание.
Наиболее значимый «долг лояльности семье» — это долг каждого ребенка по отношению к своим родителям за любовь, тепло, заботу, усталость и то особое отношение, которые были получены после его рождения до того момента, когда он стал взрослым.
Способ расплатиться за свои долги является трансгенерационным. То, что мы получили от наших родителей, мы отдаем по цепочке своим детям. Это не мешает платить долги и нашим родителям. Когда они становятся старыми, мы начинаем по-особому относиться к ним, выполняя долг, помогаем им прожить последние годы и перейти от жизни к смерти.
Парентификация — это переворачивание ценностей.
Получается ситуация, в которой дети, даже малолетние, становятся родителями собственных родителей.
Например, многодетная мать заявляет о себе как о больной и требует помощи и поддержки от старшей дочери. И тогда ребенок вынужден стать родителем (играть психологическую роль родителя) уже в очень раннем возрасте. В дальнейшем такая дочь никогда не выйдет замуж и не устроит свою личную жизнь. Она будет бесконечно заботиться о матери вопреки своему личному счастью. Мать и дочь меняются ролями в семейной системе.
Эмоционально-образная терапия позволяет в образах очень быстро увидеть это искажение и восстановить правильное место и роль ребенка в семейной системе.
3. Интроекты и родительские программы
Я называю их вирусными программами. Ребенок в силу возраста, отсутствия критичности мышления, значимости родительской фигуры не может противостоять проникновению данных программ.
Во взрослом возрасте путем переосмысления и принятия новых решений, интроекты и предписания убираются и заменяются новыми, приводящими к нужным для человека результатам.
4. Вытеснение и подавление
Травма всегда вызывает сильнейшие эмоции, которые человек в тот момент может «не переварить». Вместо этого он их вытеснит или подавит – «забудет».
Но любая травма стремиться быть отреагированной и завершенной, поэтому будет повторяться снова и снова у следующих поколений, пока кто-то не проживет ее.
5. Идентификация и имя
Ребенок может сильно-сильно любить дедушку, потому что он был единственным человек в семье, кто относился к нему по-доброму. И тогда он будет стремиться идентифицировать себя с дедом – быть как он. И, естественно, будет повторять его судьбу.
Всегда обращаем внимание на одинаковые имена у членов семьи.
6. Исключенные из рода
К ним относятся члены родовой системы, которых по какой-либо причине исключили из рода и забыли. В семейной системе появляется пустое место, на которое будет вставать ребенок и замещать.
Это такие случаи, как:
- Политзаключенные, репрессированые, военнопленные, эмигрировавшие – помнить о них и сохранять с ними связь было опасно.
- Сумашедшие, убийцы, самоубийцы, заключенные – позор семьи, о котором не хотят знать.
- Разорванные отношения у ребенка и отца, первые супруги.
- Абортированные дети, выкидыши, внебрачные дети. Дети, отданные в детский дом. Все, о ком не говорят.
- Замещающие дети, которых родили в утешение после смерти первого ребенка.
7. Семейный миф или сага о семье
«В нашей семье так принято» — то есть основные правила существуют как бы сами по себе и считается, что они не требуют объяснения.
Семейный миф выявляется через паттерн функционирования. Некоторые люди действуют в жизни согласно паттернам, которые можно считать нездоровыми: измена, вендетта, убийство, здоровая или нездоровая защита «чести семьи». Такие ритуалы образуют совокупность, некоторую целостность, гештальт отношений, бессознательно структурированный и вовлекающий всех членов семьи.
Каждый из этих ритуалов способствует уравновешиванию семейных счетов. Семейная система стремится к балансу между тем, что отдано каждому члену семьи и что получено от него. В противном случае появляются симптомы различной степени тяжести. Моральное наследство столь же значимо, как и наследство профессиональное или экономическое.
Каждая семья оценивает и учитывает вклады индивидов на «семейные счета». Эта оценка определяет масштаб заслуг, льгот, обязанностей и ответственности, которые учтены и вписаны в историю семьи, реально прожитую и генетическую, которую можно заново открыть.
Геносоциограмма. Шутценбергер.
Для изучения влияния родовой системы на человека А. Шутценбергер предложила использовать геносоциограмму и генеалогическое дерево. На нем отмечаются важные события жизни, даты и возраст.
Работая с геносоциограммой можно заметить, что большие, важные, тяжелые события в жизни человека происходят в тот же самый период или в том же возрасте, в котором кто—то в их семье умер, или расстался с кем—то, или лежал в больнице и т.п.
Автор пишет:
- При изучении геносоциограммы я мыслю интегративным образом, поэтому использую одновременно несколько концептуальных моделей.
1. Психоаналитический концепт скрытой лояльности семье Ивана Бузормени-Надя.
В частности, выявление этой лояльности или неосознанной идентификации с членом семьи, часто трагически погибшим или пропавшим. Я следую также его идеям о "долгах и заслугах", о "книге семейных счетов" и "справедливости — несправедливости".
Это подводит меня к выявлению у клиентов затаенной злобы, обиды, связанных с тем, что кто-то из членов семьи или соседей отнял у них что-то. Тогда становятся понятными странные попытки потомков вернуть себе утраченное предками. Это может быть статус, образование, дом, ферма, завод и даже возвращение в тот или иной район, город или деревню.
Это важно, даже через годы или века, как искупление геноцида армян или желание арабов-мусульман вернуть себе большую территорию: ведь спустя восемь веков об этом все еще говорят.
2. Концепции Абрахама и Тёрёк, связанные со "склепом" и "призраком", который "внедряется" в потомка вследствие травмы.
Часто связаны с семейными тайнами, которые рассматриваются как постыдные: убийство, инцест, тюрьма, помещение в психиатрическую клинику, разорение, внебрачные дети, туберкулез, рак или спид, проигрыш в карты, потеря семейного состояния.
3. Семейные союзы с исключением некоторых членов из семейной системы (триангуляции Мюррея Боуэна). И тогда исключенные члены семьи стремятся «вернуться» через потомков. Потомки ведут себя также, как их предки, сталкиваются с такими же сюжетными поворотами в судьбе и т.п.
4. Замещающие дети. Дети, которые были зачаты, чтобы заменить умершего. Обычно ребенка, умершего в раннем детстве, но иногда и близкого родственника.
Важно установить соответствие на геносоциограмме связи по дате, а также по возрасту, проанализировать те рождения, которые связаны с трауром. Обычно траур бывает по отцу или по матери мамы. Если мать на момент рождения ребенка пребывает в депрессии либо в трауре, она эмоционально не находится вместе с ребенком. Для ребенка она все время отсутствует и является «мертвой» матерью. Безусловно, такое положение сказывается на психике и судьбе ребенка.
5. Школьные неудачи у способных детей. Часто в основе лежит страх превзойти обоих родителей и/или оторваться от них в социальном, а затем и в профессиональном плане. Такое продвижение может неосознанно восприниматься как предательство своих.
6. Синдром годовщины.
У бессознательного хорошая память. Оно любит семейные связи и помечает важные события жизненного цикла повтором даты или возраста: это синдром годовщины. Ему необходимо уделять особое влияние.
Рождение, свадьба, болезнь, развод, смерть и другие знаковые события в жизни человека могут произойти в такой же период (по возрасту и дате), как и у другого члена семейной системы.
Рождение часто происходит, когда как будто надо напомнить о важном событии в семье, грустном или веселом.
Очень многие дети рождаются как бы для того, чтобы отметить годовщину дня рождения или смерти матери мамы или отца. Как бы напоминая о связи матери с ее собственной матерью (или отцом), о том же самом месте рождения. Как будто существовала договоренность между бессознательным матери и предсознанием ее будущего ребенка о том, чтобы эти даты рождения стали значимыми.
Таким образом, часто можно расшифровать смысл преждевременного или запоздалого рождения по отношению к важному члену семьи — мертвому либо живому.
Многие замещающие дети рождаются день в день в годовщину рождения, смерти или похорон предыдущего маленького ребенка, мать которого не совершила траур, не оплакала его.
Психоаналитик Андре Грин нашел очень много случаев шизофрении у замещающих детей, рожденных от "мертвой матери". Такая мать после смерти предудущего ребенка пребывает в глубоком горе, ее мучают депрессии и психозы. Она не может жить нормальной жизнью и вступить в теплый эмоциональный контакт с новорожденным младенцем. Такие младенцы зачастую тоже ощущают себя мертвыми внутри и не находят себе жизни.
Достаточно часто встречаются люди, которые в конце жизни "ждут, чтобы проститься со всеми", своего дня рождения (скажем, 60, 80, 95 лет) и предусмотренного в связи с этим семейного праздника, или свадьбы внучки, или возвращения сына из путешествия.
После события критического, печального, трудного или драматического, такого, как внезапная смерть молодых родителей в результате несчастного случая, или помещение матери в клинику, часто спустя несколько лет происходит несчастный случай. Может возникнуть серьезная физическая болезнь (например, рак), психотический приступ: дочь или сын заболевает, попадает в аварию, в психиатрическую клинику в том же возрасте, в котором был умерший родитель.
Это может произойти в день годовщины (в том же возрасте), либо через десять или пятьдесят лет. Так часто и бывает в случае двойной годовщины: ребенок, ставший родителем и достигший того возраста, что и его умерший родитель, и в то же время его собственному ребенку исполняется столько же лет, сколько было ему самому в момент потери.
Синдром годовщины стоит рассматривать еще шире. При анализе генограммы можно наблюдать повторения несчастных случаев, браков, выкидышей, смертей, болезней, беременности... в том же возрасте в двух, трех, пяти, восьми поколениях, то есть углубляясь в семейную историю примерно на двести лет.
Некоторые люди каждый год в одно и тоже время испытывают чувство тревоги и подавленности — отчего, и сами не знают. Они не помнят, что это период годовщины смерти близкого человека — родственника или друга, и не могут установить сознательное соотношение между этими повторяющимися фактами.
Многие люди перенесли операцию именно в день годовщины смерти или несчастного случая с отцом, братом, родственником. Это как бы случайное совпадение обнаруживается, например, после постоперационных осложнений.
Американский врач Джордж Энгель изучал это явление на себе (1975). Он описал, например, свой сердечный приступ в годовщину внезапной смерти его брата (сорока девяти лет) из-за остановки сердца. И в первую годовщину смерти у него самого был серьезный сердечный приступ.
Можно высказать гипотезу о бессознательной идентификации с братом, вызвавшей ту же физическую реакцию на стресс годовщины (страх смерти). Он реагировал таким же образом, правда, в меньшей степени. Джордж Энгель выжил и рассказал нам об этом. Он опубликовал статью, где описал свою тревогу в тот период (ему тоже было сорок девять лет).
Он пережил еще один тревожный период, связанный с синдромом годовщины, со страхом умереть в том же возрасте, что и отец (в пятьдесят восемь лет); бессознательно он "предпочел забыть" этот возраст, чтобы выжить.
Именно этот тяжелый временной отрезок — тот же возраст, в котором умерли отец, брат, мать и другой близкий человек, называется периодом уязвимости, связанным со "стрессом годовщины".
Как работать с родом с помощью Эмоционально-Образной Терапии
Образы символизируют наши чувства.
Как в образах видна трансгенерационая травма? Когда психолог просит клиента представить чувство, это непременно будет что-то большое, часто черное или темное, так как темный цвет символизирует боль, смерть и траур. Большая темная туча, гора тяжелых валунов, огромный ледник, потухший вулкан. Человек смотрит на образ и описывает свое состояние как что-то неподъемное: «это невозможно пережить».
И это действительно так. Мы действительно не можем пережить горе не потому, что у нас нет сил, а потому что у нас нет сил переживать горе других людей и за других людей. Именно чувства других людей нам кажутся неподъемными.
ЭОТ позволяет увидеть корневую ситуацию. Обычно это шоковая травма – сильное событие, которое было настолько тяжело для человека, что он не смог его прожить и отгоревать, а вытеснил, подавил, заморозил.
Сильные невыраженные чувства перешли следующему поколению, так как травма хочет быть прожита. Следующее поколение, скорее всего, не справилось с ними, потому что уже несло двойной груз. Так травма становится все больше и неподъемней.
В эмоционально-образной терапии мы предлагаем клиенту разрешить образу вернуться к своим хозяевам, и тогда он буквально распадается на кусочки. Человек прямо в картинках видит как эти кусочки разлетаются к участникам истории. Затем каждому участнику мы разрешаем больше не прятать свои чувства, а выразить их и прожить.
В этом месте обычно у клиента появляется очень много чувств. Это может быть и долго сдерживаемый крик, и слезы, и гнев с яростью. Все это дает возможность увидеть, от чего отказался человек, пока не жил. Мы не можем вытеснить тяжелые воспоминания, и при этом остаться живыми и чувствующими. Поэтому так важно оживить ту нашу часть, которая отказалась жить и чувствовать и боль, и радость.
Одним из способов передачи трансгенерационных травм является лояльность человека к роду. Передача травмы всегда происходит в очень раннем, а иногда даже пренатальном возрасте.
Поэтому важным этапом психотерапевтической работы будет найти ту нашу часть, которая приняла эту травму. Это всегда будет Внутренний Ребенок человека. Он принял травму и согласился отвечать за других, потому что тогда для него это был единственный способ закрыть свою базовую потребность (выжить, быть в безопасности, быть любимым и т.п).
Сейчас же человек уже вырос. И поэтому он из своей взрослой части может позаботиться о своем Внутреннем Ребенке и закрыть его потребность. Таким образом мы помогаем сами себе взрослеть, доверять себе.
Это позволяет человеку перестать идентифицировать себя с кем-то из членов рода и сливаться с ним. Да, мы родились в конкретном роду и связаны со своими родственниками кровью. Это невозможно изменить. Но можно быть чьей-то дочкой, внучкой, но при этом быть отдельным человеком и выбирать для себя другое, даже если раньше в роду так никто не делал. Взрослый человек способен выдерживать отвержение и следовать за своим.
Также мы непременно работаем с парентификацией и местом человека в родовой системе. Налаживаем правильные порядки и помогаем сепарироваться.
Например, если мама делала аборты до нашего рождения или были выкидыши, метворожденные дети, эмоционально-образная терапия непременно проявит состояние «живу за себя и за того парня». И тогда мы будем отделять судьбу клиента от судьбы другого ребенка и убирать статус замещающего ребенка в родовой системе.
Словом, множество ситуативных проявлений. И множество подходов для их улучшения. Большая работа, и очень важная тема.
Так что записывайтесь на консультацию, и давайте налаживать жизнь!
Наталья Бабух
Использованная литература:
А. Грин «Мертвая мать»
Н.Д. Линде, Т.П. Смирнова «Эмоционально-образная терапия в работе с психосоматическими проблемами»
Ф. Рупперт «Травма, связь и семейные расстановки»
А.А. Шутценбергер «Мои исследования геносоциограмм и синдрома годовщины», «Синдром предков: Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы»
Юнг «Психологические основания веры в духов»
Оставьте комментарий через форму на сайте