загрузка сайта психолога

Открывается

0

Консультация психолога онлайн
  • Наталья Бабух

    психолог

Стоимость

Как формируется детская привязанность

Как формируется детская привязанность

Прежде чем написать про истерики у маленьких детей, хочу познакомить вас с теорией привязанности.

На мой взгляд, это такая базовая основа, знание которой может сильно подвинуть вас в понимании и выстраивании детско – родительских отношений.

Подробнее о том, как формируется привязанность можно почитать в замечательной книге Л. Петрановской «Тайная опора».


Впервые термин «привязанность» ввел английский психиатр Джон Боулби. В дальнейшем его теория дорабатывалась и дополнялась.

Привязанность базируется на удовлетворении 3-х основных потребностей младенца: в безопасности, надежности, защите. Эти потребности имеют первостепенное значение в младенчестве и детстве.

Ребенок, родившись, познает и осваивает сферу межличностных отношений, сферу чувств. И делает он это через взаимодействие с определенным взрослым, который становится для ребенка значимой фигурой. По отношению к нему через качество их взаимодействия ребенок и формирует привязанность. Значимых взрослых может быть несколько, ребенок выстраивает их в иерархическом порядке.

Для удовлетворения базовых потребностей ребенок подстраивается под взрослого. Так появляются жизненные сценарии. Обязательно прочитайте статью: «Родом из детства: как ребенок формирует жизненный сценарий. Последствия».

Привязанность формируется в любом случае. Но на ее качество оказывает влияние поведение взрослого, которое оценивается по критериям: внимательность к потребностям ребенка и отзывчивость.

На выходе формируется один из типов привязанности:

- надежный (группа В);

- тревожно- устойчивый / амбивалентный (группа С);

- тревожно - избегающий / замкнутый (группа А);

- дезорганизующий (группа D).

Каждая из этих групп отражает привязанности различного рода между ребенком и матерью.

Ребенок может иметь разный тип привязанности к каждому из родителей, а также к любому значимому взрослому. Стиль привязанности, таким образом, является не столько частью мышления ребенка, сколько характерной чертой определенных взаимоотношений. Однако, примерно после пяти лет, дети, как правило, проявляют один устойчивый паттерн привязанности в отношениях, который используют и во взрослом возрасте.


Кратко про эксперимент по выявлению типов привязанности. Он проходил следующим образом.

Мать, ребенок и незнакомый взрослый находились в одной комнате. Через некоторое время мать покидала комнату, оставляя ребенка с незнакомцем. Затем возвращалась.

Исследователи в поведении ребенка обращали внимание на следующие моменты:

- деятельность ребенка в присутствии матери;

- реакция ребенка на уход матери;

- принятие ребенком поддержки от незнакомого незначимого взрослого;

- реакция на возвращение матери (принятие / непринятие поддержки).


Надежный (здоровый) тип привязанности 60-70%:

- ребенок активно играет в присутствии мамы, периодически подбегает к ней - удостовериться, что все в порядке и мама на месте;

- плачет и огорчается при уходе мамы, снижается интерес к игрушкам;

- помощь незнакомого взрослого принимает, но до конца не утешается, проявляет тревожность;

- сильно радуется возвращению матери: бежит навстречу, обнимается, выражает свои чувства, быстро успокаивается, некоторое время находится рядом с мамой, а затем снова начинает играть.

Ребенок ощущает и знает, что он может положиться на значимого взрослого. Взрослый является для него эмоциональной поддержкой, защитой и отправной точкой в исследовании мира. Он всегда доступен и в повседневной жизни по возможности быстро откликается на реакции ребенка (плач, призыв). Этот тип привязанности считается наиболее здоровым и эффективным.

Взрослый человек с надежным типом привязанности, как правило, имеет положительное мнение о себе, своих партнерах и их отношениях. Чувствует себя комфортно и в близости, и в независимости, смена состояний для него не является болезненной.


Тревожно- устойчивый (амбивалентный, двойственно реагирующий тип) 20-30%:

- в новой обстановке цепляется за мать, мало исследует пространство, настороженно относится к чужим даже в присутствии матери;

- при уходе матери очень сильно расстраивается и беспокоится;

- не принимает поддержку другого взрослого;

- при возвращении мамы ведет себя двойственно по отношению к ней: обнимаю (цепляюсь) – отталкиваю (бью).

Ребенок в повседневной жизни не может четко спрогнозировать поведение матери, так как оно непоследовательно и непредсказуемо. На одну и туже ситуацию мать реагирует по - разному, зачастую проявляя полярные эмоции. Такое поведение подрывает доверие ребенка к матери и к миру в целом.

Взрослый человек в отношениях стремится к высокому уровню близости, принятия и отзывчивости партнеров, часто становясь чрезмерно зависимым. При этом проявляет высокий уровень недоверия, беспокойства, импульсивности в отношениях.


Тревожно - избегающий тип привязанности 10-20%:

- ребенок мало и неактивно играет, мало интересуется окружающей средой независимо от того, кто находится в комнате; к матери не подходит – избегает или игнорирует, она не является для него базовой отправной точкой при освоении мира;

- не замечает (не проявляет эмоций, горя) при уходе матери;

- нет необходимости в поддержке другим взрослым;

- не радуется возвращению матери – игнорирует вообще либо подходит после долгих уговоров, но при этом все равно игнорирует и не поддерживает контакт: может извиваться на руках, чтобы слезть, не обнимает, отводит глаза;

Ребенок в повседневной жизни многократно сталкивался со случаями отвержения себя, есть опыт переживания отказа в привязанности. Мать не отзывалась на потребности ребенка, не учитывала их и не поддерживала. Ребенок выбирает стратегию урезания своих потребностей в привязанности. Избегающее поведение позволяет ему сохранить условную близость со взрослым: достаточно близко, чтобы быть в безопасности, но при этом достаточно далеко, чтобы избежать отвержения. При чрезмерной близости ребенка переполняют эмоции, и он не в состоянии сохранить контроль над собой.

Взрослые люди выстраивают свои отношения стараясь избегать привязанности вообще. Могут предпочитать одиночество, обосновывая его независимостью. Не умеют проявлять и выражать свои чувства, склонны их подавлять, партнеров оценивают негативно.


Дезорганизующий тип привязанности 3 - 5%:

Ребенок может демонстрировать некоторые паттерны поведения из других типов.

Но у него наблюдается напряжение в движениях: привычка скрючивать пальцы, класть руки на шею, напряженно склонять голову. Сами движения резкие или застывающие, ассиметричные, навязчивые. Такая напряженность в движениях свидетельствует о глубоком стрессе в те моменты, когда ребенок пытается сдержать плач.

Поведение указывает на разрушение системы привязанности по разным причинам (например, страх, гнев, отсутствие значимого взрослого).

Чаще встречается у детей из неблагополучных семей и детских домов.

Мама такого ребенка сама глубоко травмирована. Например, потеряла родителей в раннем возрасте, находится в тяжелой депрессии и не может дать ребенку опору и защиту. Она не может установить с ребенком стабильный тип привязанности.

Дезорганизующее поведение в младенчестве может проявиться в ребенке через заботливо-контролирующее или карательное поведение в целях управления беспомощным или угрожающе-непредсказуемым значимым взрослым.

Ранняя ненадежная привязанность еще необязательно гарантирует трудности, но если подобное родительское поведение будет продолжаться на протяжении всего детства, то это повлечет за собой последствия.

Взрослые имеют смешанные чувства о близких отношениях, одновременно желая и ощущая дискомфорт от эмоциональной близости. Как правило, не доверяют своим партнерам и считают, что сами по себе ничего не стоят. Часто избегают близости, подавляя свои чувства или вступают в странные зависимые отношения.


Конечно, мы не идеальны, и все – все совершаем ошибки при воспитании ребенка. Иногда в жизни бывают всякие периоды. Бывают очень сложные. Сложные настолько, что мы просто не в состоянии выделять на ребенка идеальный объем заботы.

Но, когда период заканчивается, а он обязательно заканчивается, у нас есть возможность, имея знания, оглянуться назад в прошлое, оценить его и откорректировать настоящее, а значит и прошлое тоже.


Наталья Бабух

Давайте начнем с диагностической консультации.
Послушаю. Расскажу, что я заметила.
Подскажу, что уже можно начать делать, чтобы стало полегче или еще лучше.

Задайте вопрос в комментарии

Виды консультаций и стоимость

Посмотреть здесь

записаться на online консультацию

Можно здесь

подписаться на рассылку

Можно здесь
Закрыть